militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Aero L-39ZO в Ливии. Ч.2 - Участие во 2-й гражданской войне



      Первая часть статьи - Aero L-39ZO в Ливии. Ч-1. Эпоха Каддафи и война в Чаде.

  Можно по разному относится к 40-летнему периоду правления экстравагантного полковника Муамара Каддафи, но несомненно, его авторитарная власть удерживала Ливию от межплеменной войны, исламистской вольницы и худо-бедно, но двигала страну по пути экономического развития.
      С началом вооруженного мятежа стало ясно, что эксперимент с "децентрализацией" Ливийской армии оказался провальным. Придворные гарнизоны, конечно, встали на защиту власти, но значительная часть армии и ВВС вскоре после мятежа перешли в стан противников режима М. Каддафи. В частности, авиагарнизон в Бенгази закрыл свой аэродром для транспортной авиации режима и не допустил переброски верных Каддафи войск в восточную Ливию. В результате, мятежники смогли овладеть этим важным районом, а их противник был вынужден пробиваться с боями через пустыню. Верная полковнику авиация вела боевые действия, но даже среди этих летчиков было несколько случаев дезертирства. Мятежники вскоре отремонтировали часть имевшихся самолетов и вертолетов и также приняли участие в боевых действиях.
      Встречаются сообщения, что среди самолетов перелетевший на занятый мятежниками аэродром Бенгази, было два L-39ZO. Но ни каких фотоподтверждений того периода не попадалось.
     
В своем неистовом порыве навязать арабам чуждую им демократию западного образца, страны НАТО прямо и открыто поддержали мятеж "революционеров" против режима полковника. И разумеется, главную роль в этом сыграла авиация НАТО и их арабских приспешников-поджигателей войны. Ни остатки правительственной авиации, ни их ПВО не смогли оказать никакого противодействия скоординированным действиям вражеской авиации, и вскоре наземные силы были разгромлены ударами с воздуха и мятежники добились полной военной победы, а самого Муамара Каддафи зверски убили.
      Следов применения Л-39 в этой 1-й гражданской войне найти не удалось. Возможно, что часть самолетов погибла под бомбами агрессора. Единственные снимки Л-39 того периода сделаны боевиками на авиабазе Jalloud около города Брак в сентябре 2011 года - один Л-39 установлен на постамент у въезда на аэродром, второй, раскуроченный Л-39 с номером "1936", боевики сфотографировали в ангаре.

Интересно, что по утверждению моего источника на 99 % именно борт "1936" в 2015 году притащили на трейлере в Мисурату в качестве источника запчастей. Несмотря на полученные планером самолета повреждения, его агрегаты были в очень приличном состоянии.

      После победы над Каддафи власть получил Всеобщий Национальный Конгресс, в котором большинство составили исламистские партии и начали проводить соответсвующую политику в стране, однако, реальная власть правительства, была, прямо скажем, сильно ограничена большим количеством вооруженных оппонентов и самостийных "бригад" в худшем смысле этого слова.
      Тем не менее в этот период можно говорить о новых ВВС Ливии в целом, хотя и не ясно, было ли там хоть какое-то подобие главного командования, которому подчинялись бы все авиабазы. Скорее всего авиабазы продолжали оставаться достаточно автономными друг от друга.
      Известно о наличии нескольких "живых" L-39ZO на авиабазе Митига в Триполи после окончания войны. В тот момент было всего несколько летчиков летавших на Л-39, а также техников, которые могли проводить предполетное обслуживание. Однако, специалистов способных ремонтировать и проводить регламентные работы у ливийцев не было.

В день второй годовщины первого французкого авианалета на силы Каддафи - 17 марта 2013 в Бенгази прошел парад вооруженных сил "новой" Ливии. Участником парада был L-39ZO "1939" с заглавной фото. Вполне возможно, что два этих снимка были сделаны в том же месте и в тоже время, но другим фотографом. А вот точных данных, какой авиабазе принадлежит этот самолет - нет.


Есть также несколько снимков этого борта "1939" на земле. Эти интересны тем, что на носу самолета четко виден заводской номер 131939 и одновременно бортовой 1939, что легко объясняет систему бортовой нумерации ливийских Л-39. В принципе, на споттерских порталах иногда указывали оба этих номера для ливийских Л-39 и большим открытием тот факт, что бортовой номер - это четыре последних цифры серийного номера, не является. Но снимок это наглядно доказывает.


Еще один "живой" самолет - Л-39 "9446" сфотографированный, предположительно, в Митиге.

      Тем временем военно-политическая обстановка в Ливии была крайне сложной, в ней присутсвовало все - борьба различных политических сил, схватки между разными бригадами, правительствами и парламентами на фоне борьбы за нефтепромыслы, нефтеэкспортные терминалы и систему водоснабжения. Главным же событием можно считать мятеж в 2014 отставного генерала Халифы Хавтара (да-да того самого героя, еще полковником "проср...го Вади Дум" в 1987 году). К этому моменту он возглавил LNA - Ливийскую Национальную Армию и при поддержке "своего" парламента начал давить "исламистов Рассвета Ливии" и их "милицейские бригады" в районе Бенгази, постепенно расширяя свое влияние.

Пару слов о маршале Халифе Хафтаре. После отличной учебы в военном училище в Бенгази был одним из ближайших сподвижников Каддафи в ходе мятежа. Потом учился в Египте и СССР, отлично показал себя во время войны с израильтянами в 1973, командуя частями ливийского контингента. Стал начальником Генштаба. После позорного разгрома в Чаде попал в плен и был "предан анафеме" Муамаром Каддаффи. В плену пошел на сделку с ЦРУ и возглавил "ливийскую оппозицию в изгнании" (из пленных офицеров). После "закрытия" неудачного проекта с "оппозицией Каддафи" жил в США рядом с штаб-квартирой ЦРУ в Лэнгли. С началом гражданской войны в Ливии вернулся в Бенгази, постепенно став одним из руководителей Ливийской Национальной Армии. В то время как США продолжали делать ставку на переформатирование всего Ближнего Востока руками "умеренных джихадистов" (Ливия, Египет, Сирия и т.д.), Халифа Хафтар отличался своим непримеримым отношением к всевозможным "братьям-мусульманам" и у него, очевидно, произошел разрыв со своими старыми "кураторами" из ЦРУ и Госдепа США. Опираясь на LNA Хафтар вышел из под их контроля и начал свою собственную "игру", найдя себе союзников в лице военно-политического руководства Египта, Алжира и некоторых монархий Персидского Залива, а также начал сближение с РФ. Западная пресса тут же окрестила "изменника" Хафтара "кровавым палачом Ливийской революции".

      В конечном итоге, на данный момент (начало 2017), страну в основном поделили между собой международно признаное Правительство Национального согласия (GNA) на основе исламистских милиций "Рассвета Ливии" ("Libya Dawn") со столицей в Триполи и их главный оппонент - маршал Халифа Хафтар с "Ливийской Национальной Армией" и собственным парламентом в Тобруке на востоке страны.
      И конечно же, этой ливийской "разборкой" воспользовались отморозки из "Исламского государства", которые организовали в Ливии очередной вилаят и вышибли "Рассвет Сирии" из важного приморского города Сирт.

Как видно по этой крайне упрощенной карте ситуации в Ливии - на ноябрь 2016 "мятежный" генерал Халифа Хафтар (LNA) занимает значительную часть Ливии, включая важнейшие объекты нефтедобычи и нефтеэкспорта. Правительство национального согласия ("Рассвета Ливии" - Libya Dawn) держит под контролем западное побережье и столицу - Триполи, а также две важные авиабазы - Митига и Мисурата. Сирт на данный момент освобожден от ИГ.

Другая карта обстановки в Ливии - здесь все выглядет куда сложнее, чем на предыдущей, но в целом, главные силы все равно те же.

      В ходе 2-й гражданской войны, разумеется, произошел и раздел "Новых ВВС Ливии" на две противоборствующие части. Собственно, "мятеж" генерала Хафтара произошел в середине февраля 2014, видимо вскоре после этой даты и произошло фактическое разделение командования авиационных баз в зависимости от того на чьей территории они находились. Хотя первоначально опознавательные знаки на самолетах были одинаковые, впоследствии ситуация постепенно стала меняться, но Л-39 это пока не коснулось.
      По мере разгорания 2-й гражданской войны между "Рассветом Ливии" и "Ливийской национальной армии" генерала Халифы Хафтара, "рассветовцы" стали реанимировать свою авиацию. Для этого использовались как услуги закупки запчастей посредством различных "левых" фирм с Украины и Молдавии, так и наем подходящих специалистов. Например, для работы с Л-39 были в частном порядке на полугодовой контракт наняты пять бывших советских специалистов, включая двух отставных пилотов и трех спецов по обслуживанию авиатехники.
      На подконтрольном в тот момент "Рассвету Ливии" аэродроме Гардабия в окрестностях Сирта имелось три L-39 не пострадавших от ударов НАТО, а также один внешне целый МиГ-25. По утверждению одного из участников работ, большинство укрытий было поражено управляемыми бомбами с полным уничтожением содержимого.

Так после налетов авиации НАТО выглядели укрытия на авиабазе Гардабия. В этом сгорело три МиГ-21 и один Су-22
      "Элки" находились не в укрытиях, поэтому и уцелели. Однако состояние было довольно печальное - самолеты стояли в ангаре без ворот, со снятыми фонарями, слой пыли и грязи из кабин вычерпывали совком, потом отмывали и оттирали. Два самолета перетащили в уцелевший ангар и принялись реанимировать, третий был в еще более неприглядном виде - на спущенных шинах и с текущими баками, его оставили на месте.
      В течении недели специалисты пытались поставить "элки" на крыло под аккомпанимент далекой артиллерийской канонады. Но вскоре ситуация в районе авиабазы Гардабия резко обострилась - боевики "Исламского государства" начали успешное наступление на Сирт и авиабазу пришлось бросить. Прилетевший Ми-8 забрал специалистов.
      После захвата авиабазы в западной прессе стали муссироваться слухи, что теперь террористы смогут обучить собственных пилотов, но эти любители поснимать видео не придумали ничего лучшего, чем взорвать самолеты на камеру. Оригинал видеозаписи найти не удалось, но в сети осело два скриншота данного "мероприятия". Работавший с этими самолетами специалист опознал ангар, кроме того заметил, что одна из этих "элок" была внутри и террористы ее специально выкатили для пущего эффекта. Кстати, что случилось с третьей "элкой" и МиГ-25 пока не ясно.



Скрины с видео запечетлевшего уничтожение боевиками ИГ двух L-39 на авиабазе Гардабия. Именно в этом ангаре наши специалисты пытались их оживить.

      Тем не менее, эпопея "наших" специалистов продолжилась в Мисурате, куда их эвакуировали. На момент прибытия в Мисурату (конец января 2015) там было около 5 боеспособных G-2 Galeb, два L-39 и пара Ми-24.
      Надо сказать, что Мисурата была изначально заточена на эксплуатацию югославских G-2 Galeb, которые широко использовались в местной летной школе и мисуратцы лихо управлялись с их ремонтом и подготовкой, а вот свозимые теперь сюда с разных авиабаз Л-39 были совсем незнакомы и было только 2-3 техника умевших подготовить их к вылету.
      Поэтому, изначально, задача наемной группе специалистов была поставлена ввести в строй L-39ZO после "консервации", облетать, проводить ремонты, регламентные работы, а также обучить местный техсостав. Кроме того, летчики должны были оказывать воздушную поддержку экипажам ударных вертолетов и "прикрывать с воздуха г. Мисурата".
      Практически сразу же ливийский старший офицер провел с каждым нанятым летчиком вывозной полет на Л-39 (который был расконсервирован самими ливийцами), проверив технику пилотирования и ознакомив с ориентирами, попутно выяснилось, что никаких карт, локаторов, приводов и пеленгаторов нет и не предвидется, а GPS-навигаторов самим ливийцам не хватает. По итогам провозного полета один из летчиков (пилот МиГ-21) получил право только на облет Л-39, а второй, опытный инструктор - на летное обучение и восстановление навыков пилотирования ливийцев.
      Как ни странно, но приток ливийских пилотов оказался более чем достаточным для эксплуатации вводимых в строй самолетов, поэтому речь о боевом применении уже не шла. Правда, большинство пилотов было очень возрастными - 50-60 лет, с перерывами в полетах по 18-25 лет и общим налетом от 200 до 1500 часов. Летчики приходили исключительно добровольно, из чувства патриотизма, ну и, возможно из-за денег, никакой медкомиссии при этом не проходили, каждый сам для себя решал может ли выполнить полет.
      Собственно обучение проходило так. Каждый пилот вылетывал на переднем сиденье 3-4 заправки с инструктором, после чего пересаживался на заднее сиденье к уже подготовленному ливийскому летчику. В составе экипажа "новобранец" выполнял несколько боевых вылетов, потом переходил на переднее сиденье и выполнял боевые вылеты уже сам, но под контролем более опытного пилота в задней кабине. Интересно, что несмотря на большие перерывы в полетах и малый налет, ливийские пилоты показывали неплохую технику пилотирования, часть из них даже отрабатывала с инструктором штопор.
      Л-39 на восстановление привозили с разных авиабаз. В свое время, в девяностых-двухтысячных годах, они были законсервированы по регламенту. Для поддержания летного состояния их требовалось каждый год расконсервировать, обслуживать и облетывать, реально же они были брошены в таком состоянии на 10-20 лет - чехлы сорваны, заглушки слетели, толстый слой пыли и грязи.
      Тут стоит процитировать впечатление от самолетов: "Самолеты нам попадались без ремонта и с ремонтом в Одессе (прочитал в формулярах). После капремонта в Одессе самолет выглядел так, как будто его никто не ремонтировал, единственное отличие, это то, что краска Одесского ремзавода начала шелушиться и проглядывалась устойчивая первоначальная заводская краска. На всех самолетах (без ремонта и после ремонта) температура выходящих газов (ТВГ) двигателя превышала ограничения и только на Л-39 с зеленым носом была в норме после замены двигателя. Превышение ТВГ говорит о том, что требуется ремонт или замена двигателя (и то, что в Одессе двигатель тупо не диагностировали)".
      Надо сказать, что доступной информации о ремонте ливийских Л-39 при Каддафи в Одессе практически нету. Единственное, что удалось найти человека, который был в составе рембригады в Ливии. Он сказал, что "работали на одной из авиабаз в пустыне, в 4-х часах езды от Триполи". Никаких других подробностей о своей работе в Ливии во времена позднего Каддафи он рассказать побоялся, кроме того, что "жили мы в деревянных домиках, на базе был бассейн олимпийских размеров, настольный теннис и тренажерный зал. Те самолеты, что на месте отремонтировать не могли - отправляли в Одессу". Среди людей близких к Одесскому ремзаводу ходят какие-то глухие упомянания о "ливийском скандале", но ничего конкретного узнать пока не удалось.
      Возвращаясь к событиям 2015 года - наши спецы "подняли" 12 самолетов Л-39. Также пришлось "перебрать" два Л-39, которые вводили сами ливийцы. На одном из этих самолетов плохо работало радио - радиостанция была подключена не к той антенне. На другом - инструктор с курсантом чуть не выкатились с полосы из-за практически не работавших тормозов, вместо тормозной жидкости в системе была одна пена. После проведения регламентных работ и необходимых ремонтов эти самолеты также были облетаны.



4 сентября 2016 года на аэродроме Мисураты журналисты засняли линейку из 9 L-39ZO из состава ВВС "Рассвета Ливии". К этому моменту, благодаря усилиям специалистов из бывшего Советского Союза, L-39 стали самым распространенным боевым самолетом ВВС "Рассвета Ливии" вытеснив с первого места югославские G-2 Galeb. На этом снимке видны L-39 с бортовыми номерами (по мере удаления): "1944"," 9443", "9440", "3602", "9441", "1102"," 3605"," 9445", "1108".

На первом снимке борт "9445" со свеженакрашеными знаками "новых ВВС Ливии". Под крылом снаряженный блок УБ-16. Этот самолет был одним из нескольких ливийских Л-39 летавших после 1-й гражданской войны (примерно 2013 год), использовались они в попытках предотвратить нелегальную торговлю нефтью через границы при помощи бензовозов. Не совсем ясно применялось ли тогда вооружение, скорее речь шла об обнаружении нелегальных конвоев и "психологических атаках" на них.

На втором снимке этот же борт "9445" снятый 4 сентября 2016 (стоял предпоследним в линейке Л-39). В сравнении со снимком 2013 года - заметны изменения во внешнем виде - практически полностью выгорел красный цвет на флажке опозновательного знака, а носовой обтекатель приобрел нетипичный для Л-39 зеленый цвет. Это связано со следующей историей - в 2015 году самолет проходил через руки "советских" специалистов, причем ему заменили двигатель, и по отзыву облетывавшего его пилота он стал лучшим из всех ливийских Л-39. Кроме всего прочего, при восстановительных работах специалисты обращали внимание на очаги коррозии аллюминия, зачищали их и подкрашивали зеленой краской. По словам участника работ - в приморской Мисурате из-за соленого морского воздуха дюраль корродирует очень быстро и, например, брошенные по окраинам аэродрома списанные МиГ-23 и Галебы - "сгнили в хлам". Облезший носовой обтекатель "9445" тоже решили перекрасить, причем в ту краску, которая была в наличии - в зеленую. Увидев такое, ливийцы начали "бухтеть" насчет неправильного цвета и были посланы... за правильной желтой краской. Судя по снимку от сентября 2016 - задача оказалась не простой, за прошедший год желтую краску они так не нашли. Кроме того стоит обратить внимание на возраст личного состава, люди, прямо скажем, не молодые.


L-39 "9440" - этот борт в авиашоу времен Каддафи не светился, похоже, как и большинство, поднят с "глубокой консервации".


L-39ZO "9443" в полете с блоками УБ-16 и он же на земле. На переднем фоне - носовой обтекатель одного из двух боеспособных Mirage F-1.

      Кроме 14 Л-39 в Мисурате у ливийцев было еще несколько действующих Л-39 на авиабазе Митига в Триполи, они иногда прилетали в Мисурату, но с ними наши специалисты работ не проводили.





Крайне интересный борт - L-39ZO "9441", летавший еще во второй половине "нулевых" на местном авиашоу. Он интересен тем, что по просьбе ливийцев на него смонтировали нештатные для этого самолета подвесные пушечные контейнеры УПК-23-250 с двуствольными пушками ГШ-23Л и боезапасом по 250 снарядов. Для этого была модифицирована электропроводка самолета.

      Несмотря на то, что кое-кто высказывал опасения, что отдача пушки оторвет пилон или даже крыло, практические испытания проведенные совместным экипажем прошли без проблем, пушки "стрекотали как швейные машинки". Модернизации подвергся только этот самолет, целью было обеспечить "универсальность" вооружения - как по земле, так и по воздушным целям, так как ливийские L-39ZO (в отличии от более поздней модификации L-39ZA) не имели встроенного подфюзеляжного контейнера с ГШ-23Л. Однако, реально УПК-23-250 применялись только по наземным целям вроде популярных в этой войне джипов Тойота с установленным вооружением. При стрельбе с высоты выше 2000 м (а ниже старались не опускаться из-за зенитного огня) пушки обеспечивали лучшую точность огня из-за более настильной траектории, чем НУРС С-5 блоков УБ-16.
      Стандартно же Л-39 совершали вылеты с двумя 350-литровыми баками под внутренними пилонами и 250-кг ОФАБ-250-270 или блоками НУРС УБ-16 под внешними пилонами.

Ливийцы позируют перед Л-39 в стандартной конфигурации - два 350-литровых бака на внутренних пилонах и два блока НУРС УБ-16 на внешних.

      Цели авиаударов были как на западе у границы с Тунисом, где расположен анклав LNA Халифы Хафтара, так и на восточный фронт борьбы с ним - в район Бенгази. После того, как началась попытка отбить Сирт от боевиков ИГ, значительную часть вылетов стала проводиться именно против них в районе этого приморского города.
  Интенсивность полетов была разной, иногда целыми днями сидели на аэродроме, иногда совершали несколько вылетов в день. Бывало, что взлетала вся свора - Л-39, G-2 Galeb, МиГ-23 и МиГ-25.
      Так как погода всегда стояла безоблачная все полеты осуществлялись визуально. Однажды рано утром взлетели на задание три Л-39, два G-2 Galeb, два МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-25У. А к моменту возвращения низкая облачность с нижним краем 30-50 м полностью закрыла аэродром. "Радиотехнические средства отсутствуют, GPS навигаторы они включали на стоянке, куда они их и выводили. Пробивают облачность по навигатору, который выводит их на стоянку самолётов, вываливаются из облаков на 30 м с выпущенными шасси и закрылками и на этой высоте визуально заходят на полосу. МиГ-25 маневрировал на такой высоте, что казалось он зацепит крылом деревья. Кто с первого раза, кто со второго захода, но сели все, только МиГ-25У не успел довернуться и приземлился неудачно в начале, но мимо полосы и подвернул переднюю стойку (длина ВПП 3400 м.). При этом нужно учесть, что перед этим, после перерывов, специальной тренировки в заходе на посадку по приборам они не имели".


Не очень качественный снимок сделанный из кабины L-39. Интересен тем, что под консолью крыла видны сразу два блока УБ-16 для НУРС С-5 - довольно нетипичный вариант боевой нагрузки. При этом в блоках видны по 1-2 ракеты - то ли будет еще один заход, то ли имел место невыход С-5 из блока - такое случалось часто.

      Судя по всему, к лету 2016 более продвинутые МиГи у ВВС "Рассвета Ливии" кончились и главную роль в воздушных ударах несли L-39 и G-2 Galeb. Например, 2 июля представители GNA заявили, что их ВВС за сутки произвели 9 налетов на позиции ИГ в Сирте.


Подготовка к вылету оснащенного баками и парой ОФАБ ливийского L-39




L-39 на одном из вспомогательных аэродромов.


Несмотря на то, что Л-39 стали самым массовым самолетов ВВС "Рассвета Ливии", они довольно долго не несли потерь. Первая потеря случилась 16 августа 2016 года. Хотя по первоначальной информации сообщалось, что самолет сбили зенитным огнем, оказалось иначе. Цель в районе Сирта была накрыта пришедшей с моря низкой облачностью, экипаж увлекся поиском цели и на выводе из пикирования самолету не хватило высоты - задели землю. В кабине самолета погибли бригадный генерал Мухтар Фаркун и полковник Омер.

      Хотя традиционно считается, что "война - дело молодых", по крайней мере в ВВС "Рассвета Ливии" дело обстоит наоборот - подавляющее большинство пилотов люди по летным меркам пожилые, добровольно рвутся в бой и количество звезд на погонах и служебный авторитет определяет доступ к "телу", точнее, кабине самолета.


4 G-2 Galeb и 7 L-39 на фоне характерного ангара на авиабазе Мисурата.


Это же место на спутниковом снимке. В нижнем углу виден МиГ-25, в 2015 году ставший на прикол из-за "убитой" резины колес.


Весной 2015 командование нагнало на аэродром строительную технику и за неделю на пустыре построило обваловки для L-39 и G-2 Galeb, с асфальтовыми дорожками для самолетов.

      Как случайно обнаружилось, настоящим хранилищем Л-39 является уже упоминавшаяся авиабаза "Abdessalam Jalloud" около города Брак (al-Biraq). Даже на снимках 2016 года мне удалось насчитать 77 L-39 стоящих как в обваловках, так и открыто. Сколько самолетов может еще стоять в ангарах и защищенных укрытиях можно только гадать. А для желающих посмотреть лично и пересчитать - координаты аэродрома для Google Maps (27.6534 14.2718).






      Судя по всему, после войны 2011 года, авиабаза "Abdessalam Jalloud" была под контролем Триполи и "Рассвета Ливии", однако 7 декабря 2016 года была без боя занята 12-й бригадой полковника Мохамеда Бен Наэля, которая считается основой "южных сил Хафтара", но сформирована она в основном из представителей местных племен, воевавших прежде за Каддафи.
      Считается, что авиабаза в плохом состоянии - ни Л-39, ни МиГ-23УБ в воздух подняться не могут. Мало квалифицированного наземного и летного состава. Тем не менее, чисто теоретически, в составе LNA теперь также могут появиться Л-39. Хотя для ВВС Хафтара Л-39 не имеют заметной ценности - недавно большое количество ливийских курсантов окончило египетские авиашколы и присоединилось к ВВС Ливийской Национальной Армии. Оттуда же получают и МиГ-21, число которых в ВВС Хафтара достигло к 17 единиц, поэтому острой потребности в Л-39 сейчас нет, но получив такое количество самолетов, возможно в будущем ВВС ЛНА займутся вводом их в строй.

      Известные ливийские L-39ZO

Зеленым - отмечены самолеты ВВС Ливии при М. Каддафи
Синим - отмечены самолеты захваченые противником в Чаде
Красным - отмечены самолеты используемые ВВС "Рассвет Ливии".
Tags: Л-39, Ливия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments
Спасибо, интересный материал.
Отличная статья, спасибо!
Жаль что поздно наткнулся. Отличный материал, спасибо!