militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Categories:

Вертолеты Eurocopter EC-635 Армейской Авиации Ирака



Еще в эпоху Саддама Хусейна иракская Армейская Авиация имела на вооружении легкие многоцелевые вертолеты западного производства - SA-342 Gazelle и MBB Bo-105, в том числе в вариантах оснащенных ПТУР. Трудно сказать, пережило ли хотя бы несколько таких вертолетов в летном состоянии погромы 1991 и 2003 годов, плюс 12-летнее эмбарго между ними. В любом случае, при ликвидации оккупантами вооруженных сил Ирака в 2003 году, все остававшиеся в более-менее человеческом состоянии 45 иракских вертолетов (в основном, конечно, советских Ми-8 и Ми-24) были по приказу оккупантов порезаны на металл под предлогом "дороговизны их дальнейшей эксплуатации". Однако уже через год, на фоне масштабной партизанской войны американцам пришлось создавать новую иракскую авиацию буквально с "нуля", причем упор был сделан именно на "противопартизанскость". Постепенно иракцы приобретали все большую независимость, подкрепленную доходами от нефтяного сектора экономики и в 2009 году заключили контракт на приобретение 24 вертолетов Eurocopter EC-635 новой постройки на сумму 360 миллионов евро (эквиалент 488 млн USD - то есть более 20 млн USD за вертолет). Таким образом, была продолжена традиция легких боевых вертолетов в армейской авиации Ирака. Также к ним добавились закупки SA-342M Gazelle и Bell 407.
Eurocopter EC-635 является вооруженной модификацией гражданского двухмоторного вертолета Eurocopter EC-135. Основное назначение - "вооруженная разведка", вспомогательная роль - "противотанковый". Вертолет оснащен системой SAWS (Stand Alone Weapon System) ключевым элементом которой является специальный компьютер (Mission & Firing Control Computer) позволяющий использовать экипажу широкий набор оптико-электронных систем наблюдения (телевизионных, инфракрасных), средств противодействия ПЗРК, а также применять управляемое и неуправляемое вооружение.


Оснащенный гиростабилизированным "шариком" с оптико-электронными приборами наблюдения будущий иракский борт на выставке демонстрирует все доступные образцы вооружения (слева на право):
1. Подвесной контейнер FN Herstal HMP400 LCC с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом (лежит на подставке). Полностью снаряженный 400 патронами 12,7х99 NATO контейнер FN Herstal HMP400 весит 140 кг. Заявленная скорострельность 1025 выстрелов в минуту, то есть боекомплект контейнера расстреливается за 23,5 секунды непрерывного огня. Дальность поражения пехоты - 3 км, возможность поджечь топливный бак сохраняется до 2,5 км, а "подавление" легкобронированной техники - до 1 км.

2. Подвесной контейнер Nexter NC-621  с 20-мм пушкой 20М621 (подвешен). Вес пустого - 111 кг, в варианте со 180 патронами - 171 кг. Как не сложно посчитать, в варианте с максимальным боезапасом 250 снарядов - примерно 194 кг. Скорострельность - 750 выстрелов в минуту, то есть стандартные 180 снарядов расстреливаются за 14,5 секунд. Эффективную дальность огня производитель оценил в 2 км. В авиационной прессе была информация о заказе фирмой Eurocopter у фирмы Nexter шестнадцати пушечных контейнеров для "иракского контракта". Неизвестно, были ли заказаны Nexter NC-621 для остальных вертолетов.


3. Пусковые контейнеры от ПТУР Ingwe с лазерным наведением, производства южноафриканской фирмы Denel. По заявлениям производителя ракета имеет дальность полета до 5 км и благодаря тандемной  БЧ может пробивать до 1000 мм гомогенной брони.


4. Блок FZ233  с семью 70-мм неуправляемыми ракетами (на подставке).


Поставка заказанных вертолетов началась в 2011 году, но до этого они довольно широко "засветились" в Германии с временными немецкими обозначениями и заклееными иракскими:

Борт 9842 оснащен контейнером Nexter NC-621 с 20-мм пушкой, подвеска борта 9843 невидна, но не один из них не имеет "оптики".


D-HTSE имеет оптику и пусковые ПТУР Denel Ingwe. Предположительно этот вертолет получил иракский номер YI-272


Eurocopter EC-635 оснащенный двумя пушечными контейнерами Nexter NC-621


Eurocopter EC-635 оснащенный двумя пулеметными контейнерами FN Herstal HMP400 LCC. На нижней поверхности фюзеляжа виден заклеенный пленкой  иракский флажок.


В Ираке вертолеты поступили на вооружение 55-й эскадрильи армейской авиации и получили номера серии "YI-2ХХ" начиная с "YI-270". Причем первые шесть вертолетов несли маленький иракский флажок на хвосте и номера под ним, по которым их легко идентифицировать.

Eurocopter EC-635 с номером YI-270. На левом пилоне семизарядный блок НУРС FZ-233.


Eurocopter EC-635 с номером YI-271. На правом пилоне пулеметный контейнер FN Herstal HMP400 LCC.


Eurocopter EC-635 с номером YI-273 на параде. "Оптики" нет.


Eurocopter EC-635 с номером YI-274 демонстрирует типовую "иракскую подвеску" из блока НУРС FZ-233 и FN Herstal HMP400 LCC.


Eurocopter EC-635 с номером YI-275 с аналогичной подвеской. На заднем плане разведывательно-ударный Bell-407. Полевой вертодром в Самарре.



Eurocopter EC-635 с номером YI-276. Очень интересный вертолет - во первых, первый получивший новую маркировку - законцовка киля полностью окрашена в цвета иракского флага, а серийный номер переехал под фенестрон. Во-вторых, вертолет имеет гиростабилизированную оптико-электронную платформу в носовой части. И наконец, в третьих - наблюдаем установленные ПТУР Denel Ingwe. Сразу скажу, что совпадение не простое - судя по всему только машины с "шариком" могут применять управляемые ракеты.


Абсолютно бестолковый снимок, единственная скромная польза - зафиксировал хвостовую балку борта с номером YI-277, хотя в его существовании никто и не сомневается


Eurocopter EC-635 с номером YI-279. Снова фиксируем отсутвие "шарика", вооружение стандартное.



Eurocopter EC-635 с номером YI-282 в ангаре


Eurocopter EC-635 с номером YI-285, подвеска снята, машина снова без "оптики"


Погрузка полуразобранного Eurocopter EC-635 с номером YI-286 перед отправкой заказчику. По "оптике" ничего сказать нельзя - если она и полагается ему, то ее в любом случае смонтировали бы уже в Ираке. Интересно, что надпись "Iraqi Army Aviation" и номер видны, а законцовка с флагом на две трети "замаскирована".


Eurocopter EC-635 с номером YI-289. На правом пилоне вместо пулемета висит французкий пушечный контейнер Nexter NC-621. Вооруженец держит в руках 70-мм неуправляемую ракету.


Eurocopter EC-635 с номером YI-291 - тут опять все стандартно, оптики нет, блок НУРС FZ-233 и пулеметный контейнер FN Herstal HMP400 LCC


Eurocopter EC-635 с номером YI-293. Виден пушечный контейнер Nexter NC-621."Шарика" опять нет.



"Голубь мира" - Eurocopter EC-635 борт YI-294, последний из закупленных, пилоны для вооружения не установлены.

В июне 2014 иракская армия начала 10-дневное сражение за Тикрит, в которой активное участие приняла и армейская авиация, задействовавшая 3 Ми-35М из 35-й ударной эскадрильи, 5 Eurocopter ЕС-635 из 55-й ударной эскадрильи, 5 Bell-407 из 21-й разведывательно ударной эскадрильи, 3 UH-1H из 2-й многоцелевой эскадрильи и 6 Ми-17 из 15-й эскадрильи специальных операций. Вертолеты использовались для разведки и нанесения ударов по халифатчикам.
Видео боев за Тикрит с участием ЕС-635:



Не обошлось у иракцев и без потерь - 13 декабря 2014 в районе Байджи был сбит один из вертолетов. Погиб экипаж - полковник Сабах и капитан Садык.


ЕС-635 около блок-поста иракской армии



Пилот позирует около открытого пулеметного контейнера FN Herstal HMP400 LCC


Подготовленный боекомплект для стандартного набора вооружения - 12,7-мм патроны для FN Herstal HMP400 и семь 70-мм  неуправляемых ракет для блока FZ233.


ЕС-635 с Nexter NC-621



ЕС-635 сопровождает наземные силы в ходе боев с ИГИЛ



Один из вертолетов используется в качестве санитарного - эмблема красного креста и полумесяца плюс снят пилон для подвески вооружения. Номер, к сожалению, не виден.

EC-635 из 55-й эскадрильи в горах Hamrin 8 апреля 2015:



Хотя EC-635 активно используются в развернувшейся войне с ИГИЛ, они закупались прежде всего  для противопартизанских операций, но по факту теперь Ирак воюет не с партизанами, а с армией непризнанного террористического государства. Причем, эта армия имеет на вооружении ПЗРК и зенитные орудия вплоть до 57-мм пушек С-60. На этом фоне понятно, что вооруженные гражданские вертолеты не совсем то, что требуется в настоящей войне в качестве ударных машин. Поэтому, после первоначальной массовой закупки трех типов легких боевых вертолетов (ЕС-635, SA-342M и Bell 407), Ирак перешел к закупкам "настоящих" боевых вертолетов - Ми-35 и Ми-28, а о продолжении линии "легких ударников" ничего не слышно.


Основные зенитные средства халифатчиков - пулеметные "тачанки". Еврокоптеры практически не имеют перед ними преимущества ни в дальности огня, ни в живучести.

Касательно применяемого вооружения анализ доступных фото-видео изображений позволяет сделать вывод, контейнеры Nexter NC-621 используются куда реже бельгийских пулеметных FN Herstal HMP400 LCC. И это при том, что по мощности 20-мм пушка 20М621 со стандартным патроном 20х102 в шесть раз превосходит бельгийский 12,7-мм пулемет FN M3P c патроном 12,7х99 NATO. О причинах нелюбви иракцев к пушке Nexter можно только предполагать. Разница в весе контейнеров - не критична - 194 кг при 250 снарядах против 140 кг при 400 патронах. Единственно, что можно увидеть из сухих характеристик - для пушки производитель дает эффективную дальность огня в 2 км, а пулемет заявлен как поражающий пехоту на 3 км (насколько это правдиво сказать затруднительно), также у пулемета превосходство в длительности огня, но опять таки не  очень существенное - Nexter 20М621 "выплюнет" стандартный боекомплект из 180 снарядов за 14 секунд, а максимальный из 250 снарядов за 20 секунд, в то время как пулемет Herstal М3Р свои 400 патронов - за 23 секунды.

Первый пуск ПТУР Ingwe с ЕС-635 был произведен в начале ноября 2015, запечетлен на видео плохого качества, информации о повторных пусках пока не попадалось.


К сожалению, пока не удалось найти все вертолеты по номерам, из-за этого сложно сделать окончательный вывод о распространенности вертолетов оснащенных ПТУР Ingwe. Однозначно, что ПТУР могут применять только вертолеты со стабилизированной оптико-электронной платформой - "шариком". Только на таких ЕС-635 были сфотографированны Ingwe как в Германии, так и в Ираке. Можно точно сказать, что таких вертолетов было не менее двух - YI-276 (с большим флагом на законцовке) и второй, с немецкой временной регистрацией D-HTSE и маленьким флажком, который в Ираке скорее всего получил номер YI-272. Увы, подтверждающего изображения этой машины пока не нашлось, но все остальные вертолеты из первой шестерки (с маленькими флажками на киле) есть на фото и "шарика" не имееют.
Неудивительно, что ПТУР Ingwe так редко мелькают на иракских EC-635 - анализ всех доступных фото и видео изображений, показывает, что практически все иракские EC-635 не имеют стабилизированной оптической системы и, соответсвенно, не могут не только применять ПТУР, но и эффективно действовать в ночное время. Возможно, что вертолеты могут быть дооснащены подобной аппаратурой, но за прошедшие годы эксплуатации этого так и не сделали, в чем причина - неизвестно, тут может быть и недоведенность аппаратуры, или ее дороговизна, или потеря интереса заказчика после получения Ми-35М и Ми-28.
В целом, при цене за экземпляр ЕС-635 более 20 млн USD и отсутсвии на большинстве купленных вертолетов "продвинутых" оптико-электронных систем и ПТУР Ingwe, их покупка на мой взгляд была не слишком эффективным вложением средств, если не сказать жестче. Да и коррупционную составляющую этой сделки нельзя полностью исключить - скандалы с "откатами" со стороны западных авиапроизводителей случаются регулярно, а уж иракским генералам "брать", что называется сам "аллах велел", ибо у настоящего арабского мужчины есть два достойных занятия - воевать и торговать, а если их удается совместить, так это вообще замечательно. На этом фоне было бы, кстати, интересно сравнить цену на Eurocopter EC-635 со стоимостью Ми-35М, который кроме "ночной оптики" и ПТУР, еще имеет бронирование и значительно большую ударную мощь. Можно предположить, что Ми-35М все-таки несколько дороже, но при этом они стали основной ударной силой Армейской Авиации Ирака, в то время как Еврокоптеры 55-й эскадрильи остаются на вторых ролях.

Другие обзоры иракской авиации:
SBL7-360 Seeker
SAMA CH2000-MTSA
Aerocomp Comp Air 7SL
С-130Е Hercules
King Air 350ER
Cessna-172 Skyhawk

Tags: eurocopter ec-635, ВВС Ирака, Ирак
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments