militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Category:

Aero L-39ZO в Ливии. Ч-1. Эпоха Каддафи и война в Чаде.



    Когда Муамар Каддафи захватил власть в Ливии в 1969 году, он не испытывал особых симпатий ни к СССР, ни к его союзникам. Однако постепенно контакты начали налаживаться, причем в авангарде процесса шла Чехословакия, активно снабжавшая арабский мир как производимыми по лицензии, так и собственными образцами вооружения и техники. Каддафи стремился завоевать лидерство на Африканском континенте и для этого нуждался в оружии. Чехи продали ему большое количество бронетехники и прислали соответствующее количество инструкторов и технических специалистов, хорошо себя зарекомендовавших.
    В тот период Ливия просто купалась в нефтедолларах и ВВС также потребовали себе "чехов" в качестве инструкторов. Абсолютно естественно, что чехи предложили свой Аеro L-39 Albatros в качестве учебного самолета и вскоре стороны подписали первый контракт, который предусматривал поставку в 1977-78 годах 72 самолетов в специально разработанной для ливийцев версии L-39ZO. Во второй половине 1977 года в рамках "операции L" в Ливию прибыла первая группа инструкторов, которой ливийцы поручили сформировать 2-ю авиашколу на авиабазе Гардабия в Сирте. В 1978 году количество чехословацих инструкторов и технических специалистов от ВВС достигло 360 человек, они также работали и в 1-й авиашколе на авиабазе Митига в Триполи. В созданной с нуля 2-й авиашколе в 1978 году летным и техническим специальностям уже обучалось 1093 курсанта.

Группа чехословацких инструкторов на фоне ливийского L-39ZO "3543".

  В отличии от базового варианта L-39C имевшего два узла подвески для блоков УБ-16 с НУРС С-5, новый L-39ZO (Zahraniční Ozbrojený - иностранный вооруженный) получил еще два дополнительных пилона. Внутренние узлы подвески были способны принять по 500-кг нагрузки, в том числе подвесные топливные баки и, соответственно, была установлена система выработки топлива из ПТБ. Наружные пилоны могли нести по 250-кг нагрузки, но общая нагрузка самолета была ограничена весом 1100 кг. Также на L-39ZO была установлена более совершенная электроника управления вооружением.
    Ливийцы не собирались останавливаться на достигнутом и решили при помощи Чехословакии развернуть 3-ю авиашколу в Митиге. Стороны договорились, что чехи в 1980-1983 обучат по трехгодичному курсу 480 ливийских пилотов и 1120 технических специалистов. При этом, количество чехословацких ВВС в Ливии увеличивалось до 600 человек, включая 98 пилотов-инструкторов. Понадобились и новые самолеты - был заключен контракт на поставку в 1979-1980 годах второй партии из 48 Л-39 той же модификации. Наравне с самими УБС поставлялось и некоторое количество тренажеров TL-39.



Невооруженные "2311" "2313" и "2336" над ливийским побережьем.

    1 сентября 1980 2-я летная школа выпустила 113 ливийских пилотов и почти 400 человек наземного состава. Общее число обучаемых летчиков составляло 360 человек и около 1000 человек техсостава. Интенсивная работа приводила и к потерям. Уже 5 июля 1979 года из учебного полета не вернулась машина с чешским инструктором и ливийским курсантом. Ее нашли на следующий день на морском берегу в глубокой воронке заполненой водой. По свидетельствам очевидцев самолет неожиданно вошел в пике и врезался в землю. Причины гибели экипажа остались неизвестными. Всего же известно, по крайней мере о пяти погибших в Ливии чехословацких летчиках-инструкторах в 70-80 годах, почти наверняка количество разбитых самолетов было больше. Также, кроме учебных эскадрилий в авиашколах, на L-39 стала летать боевая 1039-я эскадрилья ВВС.
    Вследствии этого, была закуплена и третья, заключительная, партия L-39ZO из 60 самолетов, поставленная в 1981 году. Общее число поставленных самолетов этого типа составило 180 единиц.

Чешские инструкторы в кабине ливийского Л-39.  Хорошо видна эмблема авиашколы на самолете.

    Пик чешско-ливийского сотрудничества пришелся на 1983-84 годы, когда вовсю действовал контракт стоимостью почти полмиллиарда долларов на обучение ливийцев. К ВВС Ливии было прикомандировано 925 чехословацких специалистов, приезжавших домой весьма богатыми людьми. На военных контрактах с Ливией Чехия зарабатывала миллиарды долларов, поставляя тысячи единиц бронетехники, заводы по ее ремонту,  боеприпасы и т.д. Дошло до того, что Советский Союз начал противодействовать продажам чехами лицензионных советских образцов вооружения, стремясь заработать на этом сам.
    Однако потом, ситуация постепенно стала менятся, Ливия попала под санкции Запада, к тому же и нефть стала падать в цене. По мере угасания финансовых возможностей, чешское присутсвие стало сворачиваться и примерно с 1986 года было уже достаточно скромным. За исключением купленных в 1983 году легких транспортных самолетов L-410, Чехословакия больше не поставляла ливийцам авиатехнику.


Три ливийских L-39ZO в групповом тренировочном полете. Под кабиной самолетов заметны эмблемы подразделения. Судя по номеру - 9441 самолет из последней партии. Его ждала долгая и успешная карьера, и даже единственная в своем роде модификация, о чем будет написано во второй части.


Чехословацкие инструкторы "сидят на чемоданах" перед вылетом на родину с ливийского аэродрома. На самом деле, конечно, чемоданы аккуратно стоят в сторонке, а сидят на учебных авиабомбах. L-39 видны на заднем плане.

     ВВС Ливии имели достаточно большой парк самолетов предназначенных не только для обучения, но и для так называемых "противопартизанских" операций, например легкие итальянские турбовинтовые самолеты SF-260WL. Для этой же роли 1039-я эскадрилья получила L-39ZO и в 80-х годах им довелось весьма активно повоевать в Чаде. Надо сказать, что Ливия еще при короле претендовала на так называемую "полосу Ауза" вдоль границы между двумя странами, опираясь на какой-то договор между вишистской Францией с фашистской Италией. Каддафи, свергнув короля,  захватил эту полосу в 1972 году без лишних разговоров, введя туда полицию и жандармерию.
    Чад получил независимость от Франции в 1960 году и, по плохой африканской традиции, вскоре погрузился в пучину мятежей и гражданских войн с активным участием в боевых действиях внешних сил - Франции и Ливии, первые пытались удержать бывшую колонию под своим влиянием, а вторые - наоборот подчинить ее себе. То что творилось в это время в Чаде внятно и коротко описать очень трудно. "Освободительные фронты" делились, уничтожались французами, потом остатки "фронтов" снова возникали и почковались, проводя ребрендинг, французов из Чада выгонял президент, потом убивали этого президента и новый опять приглашал французов немножко погромить "революционеров" заодно с ливийцами. Потом "революционеры" примирились с профранцузким президентом, как-то просочились в правительство "народного единства" и в итоге взяли власть, взашей выгнав наивного президента. Власть, понятно не поделили и после ожесточенных боев один выгнал другого из Нджамены. В конечном итоге, два основных "революционных" лидера - Гуккани Уэддей (поддерживаемый Ливией) и Хиссен Хабре - непримиримый враг Каддафи, соответсвенно поддерживаемый Францией, дошли до состояния полноценной войны. Чад был поделен между ними по так называемой "Красной линии" - юг со столицей Нджаменой удерживал Хабре с французами, а пустынные районы севера - Уэддей с ливийцами.


Ливийский пилот 1039-й эскадрильи Хади Юсуф Асабаа посадил свой поврежденный зенитным огнем противника L-39 на аэродром.

    Ливийцы с середины 70-х уже вовсю действовали в Чаде силами своих механизированных войск и авиации, даже умудрились с тяжелыми боями взять штурмом столицу Чада - Нджамену, но потом были вынуждены покинуть ее, отойдя на север, где обосновались всерьез. В 1981 году они закончили авиабазу в полосе Аузу способную принимать Ту-22. В 1984 году начали строить аэродромы на территории северного Чада в Файо Ларго, Фаде и главную авиабазу в оазисе Вади Дум со взлетной полосой 3800 метров. В качестве основания полосы был использован пропитаный нефтью песок, на который после отверждения уложили аллюминевые листы. Такая полоса оказалась способна принимать даже самые тяжелые ливийские самолеты - транспортники Ил-76 и бомбардирвщики Ту-22. База была прикрыта системами ПВО с РЛС, ЗРК и ствольной ЗА.
    За годы более-менее устойчивого равновесия Хабре при помощи французов удалось создать 28 тысячную армию нового типа. Имея всего две роты бронемашин, все остальные части он оснаснастил грузовыми джипами Тойота 4WD (по оценкам порядка 400 единиц). В кузовах устанавливали крупнокалиберные пулеметы,  ЗУ-23-2 и безоткатные пушки. Кроме того появилось достаточное количество противотанковых средств вроде ПТРК Милан, имелись и ПЗРК - американские "Ред Ай" и трофейные "Стрела-2".
    А вот в стане ливийского союзника Гуккани Уэддея к середине 80-х было все плохо. Вначале откололись и ушли обратно на юг негры-христиане, потом разбежались представители разных племен и в результате он остался с двумя тысячами арабов, боеспособность которых была не слишком высока. Ливийцы же фактически имея танки, артиллерию, ПВО и авиацию - лишились всей союзной пехоты и сил наземной разведки.


Чешский инструктор с ливийскими пилотами 1039-й эскадрильи на передовой ливийской авиабазе Вади-Дум в Чаде на фоне L-39ZO N1940.

    В конце 1986 - начале 1987 чадская армия Хабре нанесла ливийцам несколько чувствительных поражений, а 21 марта 1987 года войска Хабре лихим "кавалерийским" наскоком своих "тойчанок" ворвались на территорию авиабазы Вади Дум, устроив там форменную бойню. Ливийцы потеряли 1269 человек убитыми, 438 было взято в плен, включая командующего - полковника Халифу Хафтара (это имя стоит запомнить). Ливийцы потеряли 89 танков, 120 БМП и более 400 единиц другой техники. Из авиации сумел уйти один С-130, которого чадцы не смогли "достать" ракетами ПТРК Милан. Взлетевшие Ми-25 и SF-260W были тут же сбиты. Всего ливийцы потеряли 4 Ми-25 (один был захвачен), 5 Ми-8, 2 Ан-26, 12 SF-260W (пять - трофеи) и 11 L-39ZO (семь - захвачено). Захватили чадцы и РЛС, а также ЗРК советского производства.

Снимок разгромленного ливийского аэродрома Вади Дум. На заднем плане обломки двух L-39 - слева заметен хвост "элки", а справа характерная консоль крыла.

Цветной снимок сделанный больше чем через 10 лет после событий - в 1998 году. Тот же фюзеляж SF-260W, вдали хвост и крыло от L-39. Попал в кадр и один из немногочисленных бункеров.



На этих снимках, сделанных после захвата чадской армией ливийского аэродрома в Вади Дум, видны три из 7 захваченных L-39ZO ливийской 1039-й эскадрильи - самолеты с бортовыми номерами "3549", "8211" и "8212". Второй снимок интересен не только тем, что на нем виден номер среднего самолета, но и свидетельством боевой работы этих машин - разбросанная у полосы характерная бомботара от советских авиабомб ОФАБ. Также видна и позиция ПВО в отдалении от полосы.

    Конечно, трофейные учебно-боевые L-39ZO с военно-технической точки зрения не представляли большого интереса для западных стран. Другое дело новейший советский боевой вертолет Ми-24В и средства ПВО советского производства - несмотря на то, что они поставлялись в упрощенном экспортном исполнении, возможность изучить и испытать эти образцы была бесценной для "союзников" режима Хабре.


Чадские "специалисты" осматривают ценные трофеи в Вади Дум - пусковую установку экспортного ЗРК "Квадрат" и боевой вертолет Ми-24В.

    Руководство Советского Союза было взбешено тем, что советская техника попала фактически в руки французов и американцев, в результате ливийцы принялись активно бомбить свою потерянную базу, применяя все - начиная с легких SF-260W и L-39, причем, утверждается, что в ходе первых налетов при помощи ПЗРК чадские солдаты сбили один L-39. Однако после этого, ливийская авиация перешла к бомбардировке с больших высот и больше потерь не несла. Основную нагрузку несли Миражи и Су-22, также привлекались Ту-22 и транспортные Ил-76. Последние скидывали бомбы через грузовую аппарель. Зачистку воздушного пространства перед прибытием ударной группы обычно проводила пара МиГ-25ПД, впрочем французкие Миражи в этом районе противодействия в воздухе не оказали.
    Такие налеты происходили по несколько раз в день на протяжении нескольких недель. Газета "Нью-Йорк таймс" 4 апреля сообщила со ссылкой на французкого офицера, что за две недели налетов ливийцы повредили или уничтожили половину захваченной противником авиатехники. Пока шли бомбежки ни французы ни американцы не предпринимали попыток вывести трофеи, но после того как волна бомбардировок стихла, трофеи были вывезены, в том числе 7 уцелевших L-39 (N 2314, 2337, 3549, 8201, 8211, 8212, 8229). По некоторым сведениям американцы провели испытания трофейных самолетов, но в конечном итоге все были проданы в частные руки - один в Англии и шесть в США.


Четвертый из известных трофеев - борт "8229".



Еще один трофейный L-39 c бортовым "2337" - первый снимок в сделан в Вади Дум (на заднем фоне какаие-то обломки) и его же снимок в аэропорту столицы Чада. Видны еще два хвоста захваченных ливийских L-39. В конечном итоге машина оказалась в Англии в частном владении. 2 августа 2003 произошел отказ двигателя в воздухе и самолет сел в поле в 3 км от Duxford, получив повреждения. Выяснилось, что с момента производства в 1982 году двигатель ни разу не проходил заводского ремонта, давно вылетав свой ресурс. Ремонтировать самолет не стали и впоследствии списали.

    Постигшая ливийцев катастрофа не оставляла им заметных шансов на какое либо наступление на Вади Дум. Впрочем, они все-таки пытались контратаковать противника свежими силами, а армия Чада в свою очередь собиралась отбить аннексированную ливийцами "полосу Ауза", поэтому боевые действия продолжались.
    Учитывая активное воздействие ливийской авиации, войска  Чада решились на глубинный рейд в тыл противника - 5 сентября 1987 года волна "тойчанок" захлестнула укрепленную ливийскую авиабазу Маатан Эль Сарра на юге Ливии в 110-км от границы Чада. Противник снова был застигнут в расплох, ливийская армейская бригада с сотней единиц бронетехники была разгромлена, потеряв 1300 человек убитыми. Таже участь постигла и сам аэродром - на нем противник уничтожил 26 самолетов, включая 3 МиГ-23, 4 Мираж F-1, по несколько МиГ-21 и Су-22, а также, по утверждениям - еще 4 L-39ZO. В плен попало 312 человек личного состава авиабазы, включая пилотов и авиатехников.
    Разгром Маатан Эль Сарра был последним крупным сражением, от которого ливийская армия уже не оправилась. ВВС Ливии еще продолжали действовать, но это скорее были акты мщения противнику - вроде бомбовых ударов Ту-22 по Нджамене и бомбардировок населенных пунктов в северном Чаде. Пока ливийцы пытались заново возродить для реванша отряды Уэддея, переформировать наемников "Исламского легиона" в "Зеленый легион", а также в течении года восстанавливали авиабазу Маатан Эль Сарра, армия Чада освободила большую часть территории страны, заодно обратно отжав у Ливии аннексированную "полосу Ауза". В конечном итоге стороны подписали перемирие, положившее конец этой многолетней войне. Впрочем, победа не принесла Чаду даже намека на процветание - поддерживаемый "демократическим Западом в освободительной войне против ливийской агрессии" Хиссен Хабре оказался вполне себе злобным упырем и тираном в лучших африканских традициях, просто во время войны с Ливией его интересы совпали с интересами Франции и США.
    В целом, вооруженные силы Ливии понесли унизительное поражение в войне с поддерживаемым Францией чадским режимом Хабре, кроме того не "зажгли" они и в стычках с американской авиацией. Это привело к глубокому разочарованию М. Каддафи в своей армии и авиации. Результатом стала "реформа" 1991 года, когда полковник де-факто распустил регулярные вооруженные силы, создав вместо них "бригады" - "катаибы" подчиненные его сыновьям, при этом части фактически не имели над собой централизованного управления вроде Генштаба. Авиация же стала придатком этих "катаиб", прежде всего на случай подавления бунтов и мятежей.
    Подавляющее количество гарнизонов постепенно утратило все признаки боеспособности. Не стоит забывать, что в тоже время США обвинили Ливию в международном терроризме и на фоне развала социалистического блока и самого Советского Союза, Ливия оказалась под полным военно-экономическим эмбарго, лишившись как доступа к рынку нефти (и соответственно валютных поступлений), так закупки военной продукции и услуг, например авиаремонта.
    Кроме "придворной" авиабазы Митига, боевая подготовка вообще перестала проводиться, да и просто полеты стали крайне редкими. Летчики и техники месяцами отсиживали рабочий день в кабинетах. Боеспособными оставались отдельные самолеты в эскадрильях.
    Так как Ливия отказалась от роли "гегемона всея Африка" и ее финансы "пели жалобные романсы", ВВС больше не нуждались, да и не могли себе позволить  подготовку сотен летчиков, соответственно Л-39 постепенно стали вставать на прикол. Их консервировали и ... бросали. Никакого положенного ежегодного обслуживания - расконсервации, замены жидкостей и облета. Так они и стояли по 10-20 лет.


L-39ZO "3610" вместе с другим экземпляром, а также доисторическим Т-33. Колеса спущены, фонарь не закрыт чехлом. Второй самолет вообще расстыкован на части.

    На общем на поголовье ливийских Л-39 сказались не только боевые потери (уничтожено и захвачено - 15-16 самолетов), но и аварии, а также подарки этих самолетов различным "сирым и убогим" странам. Считается, что 2 самолета было передано Гане, 4 - Конго, еще 4 - Уганде, а целых 12 машин ушло сандинистскому правительству Никарагуа.
    В апреле 1990 на авиашоу в Тобруке, которое посетили лидеры Египта, Сирии и Судана, полковник Каддафи заявил о намерении передать Египту "авиакрыло" ливийских L-39, правда конкретная цифра при этом не была названа. Так же не совсем ясно чем эта история закончилась, но по крайней мере фото египетских L-39ZO особо не попадались.
    В середине 2000-х годов Каддафи был вынужден признать себя виновным в международном терроризме и выплатить компенсации за подорванный Боинг-747 над Локерби. После этого эмбарго было с Ливии снято и начались разговоры о закупках новой техники и ремонте старой. В 2006-2009 годах в Ливии были проведены авиасалоны Lavex-2006, -2007 и -2009, благодаря которым споттеры смогли запечатлеть для истории ливийскую авиатехнику, включая пару десятков Л-39 в приличном с виду состоянии, часть из которых летала.
    Удивительно, но нашлись почти все самолеты с номером начинающимся на "11", от "1101" и до "1113", исключение составили бортовые номера "1103", "1109" и "1111".











    Скорее всего, объясняет это следующие снимки из ливийской группы в соцсети:


    И если первый снимок никак не привязать - самолеты ободраны для покраски, то на втором уже явно видно, что это ливийцы "11-й" номерной серии, видимо именно тогда они и получили "50 оттенков серого" в камуфляже, вместо стандартного зеленого. Также обращает на себя и сам цех - огромный, он не похож на скромные цеха украинских авиаремонтных заводов в Одессе или Чугуеве. Скорее всего самолеты сняты в Чехии на заводе "Lom Praha" в Прага-Кбели. Так что ничего удивительного, что на авиасалонах Lavex широко светились именно эти прошедшие капремонт самолеты.
    Из "19-й" серии номеров на шоу были представлены три машины - "1938", "1941" и "1944", причем последний - в полете. На одном из снимков виден также хвост "9446".





    Еще два самолета из близких номерных серий - "3535" и "3605".



    Борты "8215"и "2246". Интересно, что других самолетов с номерами начинающимися на "22ХХ" вообще не попадалось на фотографиях даже 80-х годов.



    Довольно обширно представлены самолеты цифровой серии "94". Кроме уже мелькнувшего выше хвоста от "9446", на первом снимке видно еще два - "9417" и, позади, "9429". На второй фото - "9434".



    Еще два летающих - "9441" и "9445", а "9443" - на земле.




    Всего, таким образом споттеры в 2006-2009 годах "засветили" 24 ливийских L-39 в более-менее приличном состоянии, из которых три точно были способны летать, но скорее  всего и остальные были пригодны к полетам.
    На эйфории от того, что Западные политики "разбанили" Ливию в авиационной прессе появились оптимистичные статьи о намерениях ливийцев закупить чуть ли не новейшие французкие Рафали, заодно отремонтировав Миражи F-1 и часть остальной техники. Кто знает, как бы пошло дело дальше, но внезапно наступила весна. "Арабская весна" ...


Tags: ВВС Ливии, Л-39, Ливия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments