militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

SAMA CH 2000-MTSA в ВВС Ирака


На первых порах Иордания была одним из главных помощников США в деле воссоздания ВВС Ирака, например, она передала три своих С-130 и обучала иракский летный и наземный состав. Поэтому вполне возможно, что не случайно после провала затеи оснащения иракских ВВС самолетами Seebird SB7L-360 Seeker иорданской постройки, новый легкомоторный самолет-наблюдатель также оказался сделан в Иордании.


Первые поставленные машины получили номера YI-103 и YI-104 в продолжение нумерации двух Seebird SB7L-360 Seeker. Хорошо видно, что на хвостовом флажке еще имеются традиционные для ВВС Ирака три звездочки.

Конкурс выиграла фирма Jordan Aerospace Industries с моделью SAMA СН2000-MTSA (Military Tactical Surveillance Aircraft – военный самолет тактического наблюдения). Как и Seebird SB7L-360 Seeker, сам самолет также вовсе не иорданское "изобретение", а лицензионная копия канадского Zenair Zenith 2000.



Тот же SAMA СН2000-MTSA с обозначением YI-103. За хвостом виден капот и винт редкого и невезучего в ВВС Ирака самолета CompAir 7SLX.

Двухместный самолет оснащен 116-сильным поршневым мотором Лайкоминг, а также стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro (такой же как и на Seebird SB7L-360 Seeker), дневной обзор обеспечивает телекамера, а в условиях недостатка освещения - инфракрасная камера, которая может обнаружить человека на удалении 3-3,5 км с высоты 600 м.

Контракт предусматривал поставку 8 самолетов за 5,8 млн USD, с опционом еще на 8 машин, впрочем, опцион по неизвестным причинам не был реализован.


Второй борт - YI-104 в патрульном полете.

Первые два экземпляра самолета были поставлены 18 января 2005 и получили номера YI-103 и YI-104 в продолжении нумерации Seebird SB7L-360 Seeker, которые имели YI-101 и YI-102. Впрочем, дальнейший темп поставок оказался удручающе медленным - на производство остальных шести самолетов ушло два года и последняя пара была сдана заказчику только 7 января 2007 года.


YI-106 в Киркуке 10 февраля 2007 года. Полет должен был совершить совместный экипаж из одного иракского и одного американского пилота.

Сообщалось, что четыре самолета вошли в состав 70-й эскадрильи в Басре, а четыре оставшихся - в состав 3-й эскадрильи в Киркуке, где они сменили попавшие под запрет эксплуатации CompAir 7SLX.

Первоначально обслуживание самолетов велось в Киркуке иорданскими специалистами концерна Jordan Aerospace Industries, они же обучали и иракский техсостав, а вот за летную подготовку отвечали, в основном, американские советники.


Американский инструктор с иракским "курсантом" в кабине СН-2000.

В конце сентября 2006 два самолета 3-й эскадрильи были переброшены на багдадскую авиабазу "New Al Muthanna" и начали вести практические вылеты по наблюдению и разведке в столичном регионе. Через некоторое время их сменили экипажи 70-й эскадрильи. К маю 2007 общий налет на самолетах этого типа составил 1300 часов.


На этом снимке SAMA СН2000-MTSA YI-107 демонстрирует "шарик" оптической системы Ultra 8500FW Gyro. Характерно, что на нижней поверхности крыла нет ни опознавательных знаков, ни надписей.

Точная дата не известна, но в конечном итоге 3-я эскадрилья в Киркуке полностью перешла на самолеты на базе Cessna C-208, включая разведывательный и ударный вариант, а SAMA СН2000-MTSA были сосредоточены в 70-й эскадрилье в Басре.


SAMA СН2000-MTSA YI-106 в хорошо отличимом ангаре в Басре.


YI-110 там же.


СН-2000 на фоне своих неудачливых предшественников - SBL7-360 Seeker, тоже иорданского производства.

В "нулевые" годы в Ираке кроме суннитов-партизан несколько раз восставали шииты так называемой "Армии Махди". Известно, что в 2008 году ВВС Ирака произвели свыше 100 вылетов в поддержку армии, подавлявшей восстание шиитов в Басре, из которых 53 вылета пришлись на долю СН2000 из состава 70-й эскадрильи, налет при этом составил 91 час.


Командир 70-й эскадрильи полковник Sami Saeed с американским советником перед вылетом. Басра, 19 ноября 2009. В январе 2010 он станет командиром авиабазы в Басре и получит звание бригадного генерала. На должности комэска его сменит полковник Nazih al-Fahaed, который при Саддаме Хусейне прошел обучение во французской летной школе.

Так как самолеты относительно простые, их эксплуатацию иракцы освоили. Сложнее было с тактическим применением. Известно, что координация между ВВС и иракской армией оставляла желать много лучшего, не только из-за их принадлежности разным структурам, но и из-за несовместимости систем связи. Даже летом 2010 года, через 5 лет после начала освоения самолета, командир 70-й эскадрильи полковник Nazih al-Fahaed был вынужден обратиться к американцам из 1-й и 12-й Combat Aviation Brigade, чтобы те помогли ему наладить взаимодействие с 8-й и 14-й дивизиями иракской армии.


Бывший командир 70-й эскадрильи, командующий авиабазой в Басре бригадный генерал Sami Saeed в кабине CH 2000 перед совместным вылетом с американскими вертолетами AH-64 27 июня 2010 года на отработку взаимодействия с иракскими сухопутными войсками.


Хвостовое оперение YI-109 демонстрирует опознавательный знак нового образца - флаг лишился звездочек.


Прибытие 6 самолетов SAMA СН2000 70-й эскадрильи ВВС Ирака на авиабазу "Имам Али" 17 октября 2010 года.


Презентация новых обитателей авиабазы «Имам Али». На заднем плане видны иракские вертолеты Ми-17


Та же группа сфотографирована сзади. Видно, что на верхних поверхностях крыла никаких обозначений нет.

В октябре 2010 самолеты 70-й эскадрильи были переведены из Басры на авиабазу "Имам Али" (раньше известную как Талил) около Насирии. На этой крупной авибазе площадью 30 квадратных километров раньше имелось 36 мощных железо-бетонных укрытий (ЖБУ) построенных еще югославами и она в свое время серьезно пострадала от налетов американской авиации. После ее восстановления теми же американцами, иракцы перегнали туда свои "боевые" СН2000 - наверное, вся эскадрилья могла "спрятаться" в одном ЖБУ. Через неделю после "переезда" на "Имам Али" 70-я эскадрилья начала свои рутинные полеты в районе Насирии. А 23 ноября 2010 американцы торжественно передали авиабазу иракским властям.


Осмотр самолетов личным составом после песчаной бури. Самолеты стоят в одном из ЖБУ авиабазы «Имам Али» после перевода туда эскадрильи в октябре 2010.


Церемония передачи американцами «прав владения» авиабазой «Имам Али» иракским военным проходила на фоне самолета SAMA СН2000. По традиции стороны сказали много красивых, но пустых речей.


Пилот 70-й эскадрильи позирует со своим СН2000 с бортовым YI-109 во время передачи Ираку авиабазы «Имам Али» 23 ноября 2010.

Каких либо сведений о "подвигах" 70-й эскадрильи в боях с захлестнувшей Ирак войне с террористами ИГ нет, что не сильно удивляет - самолетик не слишком подходящий для реальной войны из-за слабой оптики, которая требовала низкой высоты полета. Самолет подходил для "мирного наблюдения" за трубопроводами и границами страны, но подпускать маловысотный, малоскоростной и невооруженный самолет к массово оснащенными крупнокалиберными пулеметами "тачанкам" игилоидов было явно не разумно. К тому же к началу активных боевых действий против ВВС Ирака располагали не только гораздо более продвинутыми системами воздушного наблюдения, но уже и разведывательно-ударными машинами способными наносить удары по противнику.


На церемонии празднования 78-й годовщины ВВС Ирака были представлены основные самолеты первых лет после восстановления — самолет первоначального обучения Cessna C-172, SAMA СН2000, разведывательно-наблюдательные Cessna RC-208B и King Air-350ISR, а также транспортный С-130 Геркулес. У 4 из 5 представленных самолетов одна и та же страна происхождения — наглядный пример того, что «кто платит, тот и заказывает музыку».
Tags: 70-я эскадрилья, sama ch2000, ВВС Ирака, Ирак
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments