militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Categories:

C-27A Spartan в Афганистане – история провала


Для неискушенного стороннего наблюдателя история транспортных самолетов C-27A Spartan в Афганистане выглядит парадоксально – восторженные репортажи американских военных об освоении афганцами этого самолета внезапно оборвались на полуслове и вскоре сменились каким-то глухим затишьем, после чего стало известно о грандиозном фиаско всей программы и банальном уничтожении этих “замечательных” машин. Финансовые потери американского бюджета при этом составили около 600 миллионов долларов. США, конечно, богатая страна, но даже там полмиллиарда долларов “спущенных в унитаз” вызвали массу неприятных вопросов. В этом материале попробуем разобраться с этой историей на основе информации американских военных СМИ и расследования офиса американского Специального Генерального Инспектора по реконструкции Афганистана (SIGAR – Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction).

Начнем с того, что после свержения талибов Афганистан и его вооруженные силы попали в полную вассальную зависимость от США. Это же касалось и афганской военной авиации, которую лишили звания отдельного рода войск и начали возрождать в виде “Авиационного корпуса Афганской Национальной Армии”.


Правда, большим плюсом в этой ситуации было то, что кто “заказывал музыку” – тот за нее и платил. США взвалили на себя абсолютно неподъемные для нищего Афганистана затраты на закупку авиатехники, топлива, расходников и занялись дорогостоящей подготовкой личного состава.

Поначалу американцы решили поставлять афганцам хорошо знакомую “советскую” авиатехнику – вертолеты Ми-17, Ми-24, а также транспортные самолеты Ан-32, о чем рассказывалось в материале – “Афганские Ан-32. Последний парад“. Однако, впоследствии, Соединенные Штаты приняли решение вместо “враждебной всему цивилизованному миру” русской техники внедрить в афганскую авиацию все самое светлое и произведенное исключительно в странах-светочах “демократии”.

История появления итальянских С-27А Spartan в Афганистане началась в 2006 году, когда Центральное командование ВВС США задумалось каким бы транспортным самолетом оснастить Авиационный Корпус Национальной Армии Афганистана. Думали долго, вдумчиво и заинтересованно. Как потом показало расследование, отдельные генералы ВВС США, оказались даже слишком заинтересованы, можно даже сказать – до неприличия заинтересованы, на грани уголовной ответственности по статьям о коррупции.

В итоге, мучительный выбор транспортных самолетов для Афганистана завершился в феврале 2008 года решением без конкурса заказать у единственного поставщика Alenia North America Inc отремонтированные машины Aeritalia G-222 в количестве 20 единиц под наименованием С-27А Spartan.

Aeritalia G-222 производились в 1977-1985 годах, при том, что самый старый афганский Ан-32 был 1986 года производства. Резонно предположить, что это чудо итальянского самолетостроения на голову превосходит “совдеповские” Ан-32. И действительно, открыв любой интернет-ресурс с данными на С-27А мы видим, что Spartan имеет максимальную грузоподъемность аж 9 тонн груза, да еще и способен взлетать с грунтовых полос длиной 900 метров – не самолет, а мечта.


Tags: c-27 spartan, Афганистан, ВВС Афганистана
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments