militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Category:

Вертолеты Ми-8 Армейской Авиации, Воздушных Сил и Национальной Гвардии Украины. Часть 1

Mi-8 on East-064
Вопрос изучения украинских Ми-8 довольно сложен. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, они состоят на вооружении довольно большого числа подразделений разных ведомств – Армейской Авиации, Воздушных Сил и Нацгвардии. Вертолеты Ми-8 ГСЧС (Государственной Службы Чрезвычайных Ситуаций) были рассмотрены в материале http://militarizm.livejournal.com/42457.html Пограничные Ми-8 в этом обзоре рассмотрены не будут.
Второе обстоятельство, усложняющее изучение украинских Ми-8 – это то, что в ходе войны они начали быстро изменяться внешне. Прежде всего это коснулось изначально белых экс-ООНовских бортов, которые получили камуфляж. После этого Ми-8 лишились своих «родных» бортовых номеров, а взамен этого в иллюминаторах стали выставлять новые «липовые» номера военного времени. В какой-то момент, пока не разобрались, это вызвало «взрывообразный» рост наличия летных Ми-8 у украинских военных. Впрочем, при наличии нормальных фото-видео материалов вертолеты все-таки идентифицируются и по возможности я буду демонстрировать эволюцию этих бортов.
Конечно, основным «пользователем» в Вооруженных силах Украины является Армейская Авиация в составе Сухопутных войск – 11-я бригада армейской авиации в Чернобаевке (Херсонская область), 16-я бригада армейской авиации в Бродах, а также 7-й отдельный авиаполк армейской авиации в Новом Калинове (обе части – Львовская область), при этом часть вертолетов находится в Африке в составе сил ООН, часть на авиаремонтных предприятиях, кроме того часть машин была сдана в долгосрочную аренду компании «Ukrainian Helicopters» для работы в той же Африке по контрактам ООН. Вертолеты этого типа, хотя и в меньших количествах, состоят на вооружении еще и Воздушных сил Украины. В частности по несколько вертолетов входят в состав двух из трех имеющихся транспортных авиабригад – 15-й в Виннице и 456-й в Борисполе. Вертолеты Ми-8 есть и в составе 203-й учебной авиабригады в Чугуеве.
Картину дополняет Авиационная База Нацгвардии Украины в Александрии Кировоградской области (бывшая 51-я отдельная вертолетная бригада), впрочем вертолетов у мало и распознание не вызывает проблем.
Общее количество Ми-8 на Украине назвать затруднительно, значительная их часть выведена из эксплуатации, а общее количество боеготовых на начало войны оценивалось в 37 вертолетов, включая Армейскую Авиацию, Воздушные Силы и Нацгвардию, но без пограничников и ГСЧС. В этой работе я сконцентрируюсь на тех военных бортах которые боеготовы, получили полосы быстрого распознавания и  приняли участие в войне.

Национальная Гвардия Украины
Гвардейская авиабаза Национальной Гвардии Украины (в/ч А-2269, Александрия, Кировоградской области)
Несмотря на свое серьезное название – Гвардейская авиабаза НГУ, бывшая 51-я авиабригада Внутренних Войск смогла отправить на войну только два вертолета Ми-8 с бортовыми номерами «16 желтый» и «24 желтый». Изучение соцсетей подтверждает, что де факто, только два этих вертолета и были боеготовы в последние годы.
Характерными отличиями обоих машин является то, что авиаторы проигнорировали армейскую и ВВС-овскую моду на полосы быстрого распознавания на хвостовой балке вертолетов. Кроме, того нет ни одного снимка, где бы экипажи злоупотребляли подвешиванием на внешние пилоны вертолета блоков НУРС или пулеметных контейнеров ГУВ.

Ми-8МТ «16 желтый» - печально известный вертолет Гвардейской авиабазы НГУ в стандартном камуфляже Конотопского авиазавода. Чуть ли не единственный среди украинских вертолетов борт украшенный эмблемой – на бронещитке был изображен «жовто-блакитный прапор с тризубом» и головой белого орла в американском стиле.
В мае вертолет много летал в районе Славянска, 5 мая борт «засветился» в ролике, где украинские силовики выгружали из него активистов ДНР с мешками на голове,  также было несколько фото переброски на нем различных припасов на посты Нацгвардии. Ну и конечно, бенефисом всей карьеры вертолета стала фотосессия от 22 мая начальника боевой и специальной подготовки Нацгвардии генерал-майора Кульчицкого на фоне Ми-8 «16 желтый», который он использовал для полетов на блоки. Причем, судя по фоткам, надо отдать ему должное – за пулеметную турель генерал-майор садился сам.
Впрочем, этот праздник жизни продолжался недолго - 29 мая вертолет с экипажем из полковника Сергея Бульдовича, капитана Сергея Кравченко и капитана Александра Макеенко  доставил груз на украинские позиции на горе Карачун около Славянска. В обратный рейс на борт погрузились силовики и вертолет стал «жирной целью» для ополчения. Вскоре после взлета с горя Карачун, ракета ПЗРК ополченцев поставила точку в истории этого борта – погиб сам генерал-майор Кульчицкий, майор Курилович, шесть человек из Ивано-Франковского «Беркута» и двое из полка спезназначения «Ягуар». Из экипажа чудом уцелел Макеенко, которого при ударе выкинуло из вертолета.
Mi-8 N16 yellow-016


Mi-8 N16 yellow-033
Mi-8 N16 yellow-007
Mi-8 N16 yellow-009
Mi-8 N16 yellow-010
Mi-8 N16 yellow-012
Mi-8 N16 yellow-019
Mi-8 N16 yellow-025

Ми-8МТ «24 желтый» - второй борт Нацгвардии. Широко использовался в мае, крайний раз был замечен в сентябре в Северодонецке при доставке в тыл раненых. Причем, борт так и не обзавелся экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ) и полосами быстрого распознавания, да и каких-либо отличий в окраске за время войны не получил, что резко контрастирует с армейскими бортами.
Mi-8 N24 yellow-002
Mi-8 N24 yellow-003
Mi-8 N24 yellow-006
Mi-8 N24 yellow-008

Воздушные Силы Украины
456-я Транспортная Авиабригада Воздушных Сил (аэродром Гавришовка, Винница)
Базирующаяся в Виннице на аэродроме Гавришовка авиабригада использует в основном транспортные самолеты Ан-26, но имеет и в своем составе 4 вертолета семейства «восьмерок» -  Ми-8ПС, («32 синий» в исполнении «салон», Ми-9 «34 синий») и пару Ми-8МТ («30 синий» и «69 синий»). Впрочем, только последний из них замечен в летном состоянии.
Ми-8МТВ «69 синий» (сер. 95198) - вертолет из состава 456-й транспортной авиабригады Воздушных Сил с нанесенными полосами «вторжения». Надо заметить, что в Виннице базируется штаб Воздушных Сил Украины, поэтому бригаду можно назвать «придворной», ну и соответсвенно «69 синий» - достаточно «мажорный» борт. Практически все его снимки сделаны на аэродромах, единственный снимок, где он в поле с солдатами – и то с учений.
Mi-8 N69 blue-005
Mi-8 N69 blue-019
Mi-8 N69 blue-017
Еще более интересны два последних снимка, сделанные в октябре 2014 в Киеве. Обратите внимание - вертолетик чистенький, нагар от выхлопа смывают, война полгода идет, а ему даже бронещитки не поставили, дефицита которых на Украине нету – на все вертолеты прикрутили. Да и контингент на борт садится интересный – какие-то гражданские, сплошь в спортивных костюмах и с разной экипировкой, даже женщины, в общем - явно спортсмены-парашютисты. Дело, конечно, не мое, но на Украине война идет, пресса столько кричала о нехватке вертолетов... Однако, этот борт несмотря на «полосы вторжения» - «груз 200» и «300» явно не будет возить.
Mi-8 N69 blue-021
Mi-8 N69 blue-022

15-я Транспортная Авиабригада Воздушных Сил (аэродром Борисполь, Киев)
Вертолетный состав этой бригады не велик -  по два Ми-8Т и Ми-8МТ, как обычно только один из них, Ми-8МТ «67 желтый» ведет активную летную жизнь.
Ми-8МТВ-1 «67 желтый», сер. 95119 - легко определяется по самым «высокохудожественным» глазкам на ПЗУ двигателей. Сфотографирован в мае в Кульбакино и на каких-то учениях, в зоне боевых действий в объектив практически не попадал.
Mi-8 N67 yellow-010
Mi-8 N67 yellow-008
Единственный раз попал в репортаж, когда кто-то из военных чинов догонял на нем колонну мобилизованный солдат из взбунтовавшегося 5-го территориального батальона «Прикарпатье», которая ломанулась до дому, до хаты.
Mi-8 N67 yellow-009
Mi-8 N67 yellow-012

Ми-8Т «01 желтый» - последнее время этот вертолет не летал, но команда волонтеров, поднявшая на крыло за счет пожертвований транспортный Ан-26 «05 желтый», назвала этот экземпляр «вертунчиком» и намерена также отремонтировать и его. Думаю, что они доказали делом, что слов на ветер не бросают и вертолет в обозримом будущем полетит. Другое дело, что сам выбор этого борта на реанимацию выглядит странным – на втором фото хорошо видно, что по сути это «генеральский салон» с наворотами (внутри диван, ТВ, холодильник и герб Украины...) Казалось бы, обеспечение комфортных перелетов для генералов не самая острая необходимость в ходе войны. А вот запихнуть туда раненого на носилках будет проблематично без «выноса» перегородок и демонтажа дорогого салона. Возможное объяснение – то, что этот борт несложно «поднять» (в списке необходимого всего несколько деталей – электросчетки к генератору СГС-40ПУ и штук 30 специальных ламп), а пиар-результат будет заметный.
Mi-8 N01 yellow-006
Mi-8 N01 yellow-007

203-я Учебная Авиабригада Воздушных Сил (в/ч А-4104, Чугуев)
Вертолетный состав 203-й УАБ представлен двумя живыми бортами – «81 желтый» и «87 желтый», правда только первый был промаркирован полосами быстрого распознавания и отправлен на войну.
Ми-8МТ «81 желтый», сер. 94039- вертолет в своеобразном зелено-зеленом камуфляже. Перед отправкой на фронт получил «полосы вторжения», бронещитки пилотской кабины, ЭВУ, а также несколько «украшений» заметных на ПЗУ и бронещитке.
Mi-8 N81 yellow-003
Mi-8 N81 yellow-006
Mi-8 N81 yellow-007
Mi-8 N81 yellow-009

Ми-8МТ «87 желтый», №95197 - имеет еще более оригинальный камуфляж, спутать который с каким-то другим невозможно. Активное участие этого вертолета в боевых действиях пока зафиксировано не было, тем не менее 16 апреля его сняли на Краматорском аэродроме, причем полос быстрого распознавания он не нес.
Mi-8 N87 yellow-001
Mi-8 N87 yellow-002
Mi-8 N87 yellow-005

Во второй части будет обзор 7-го полка и 11-й бригады Армейской авиации Украины
Tags: ВВС Украины, Ми-8, Украина, война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments