militarizm (militarizm) wrote,
militarizm
militarizm

Category:

Вертолеты Ми-8 Армейской Авиации, Воздушных Сил и Национальной Гвардии Украины. Часть 2

Армейская Авиация
7-й отдельный полк Армейской Авиации (в/ч А-3913, Новый Калинов, Львовская область)
Полк смог послать на фронт по крайней мере 5 вертолетов Ми-8 с бортовыми номерами 40, 41, 44, 45 и 47, исполненными характерным «квадратным» шрифтом. Данных о потерях экипажей Ми-8 этого полка на данный момент нет, как и доказательств потерь самих «восьмерок». На всех «восьмерках» заметны бронещитки окрашенные в веселенький зеленый цвет, а также установленная в боковых блистерах пилотов дополнительная бронезащита. В последствии вертолеты лишились бортовых номеров, но новый номер известен только для "41 желтый" - он стал "26 липовый".

Ми-8МТ «40 желтый» в зелено-зеленом камуфляже, применяющийся с первых дней войны. Заметен яркозеленый бронещиток кабины не в тон камуфляжа и черные ПЗУ.Mi-8 N40 yellow Dark camo-005

Mi-8 N40 yellow Dark camo-003


Ми-8МТ «41 желтый». Насколько можно судить по не очень качественным фото - камуфляж зеленый плюс хаки (защитный, что-то в духе цвета «4БО»). Интересная особенность вертолета – «глазки» на ПЗУ двигателей. Хорошо видна дополнительная бронезащита в боковом блистере пилота.
Mi-8 N41 yellow Green-Brown camo-003

Mi-8 N41 yellow Green-Brown camo-007

Mi-8 N41 yellow Green-Brown camo-004
Свежий улов коллег - специально для интересующихся украинские бойцы в соцсетях выложили фото этого вертолета с новым номером - "26 липовый".
post-8-1415478489

Ми-8МТ «44 желтый» - на этот вертолет мало доступных фото, хотя на мутных видео он мелькал несколько раз. Окраска стандартная для вертолетов полка, по расцветке похож на «40-й», также выделяется бронещиток и темные ПЗУ.
Mi-8 N44 yellow in war-003
Mi-8 N44 yellow in war-004

Ми-8МТ «45 желтый» - очередной представитель 7-го полка, регулярно попадавший в объективы начиная с весны 2014. Он же был одним из двух Ми-8 которые демонстрировали на полигоне «Десна» свежевведенные полосы «вторжения».
Mi-8 N45 yellow in war-003
Mi-8 N45 yellow in war-008
Mi-8 N45 yellow in war-012
На последней фотографии вертолет "потерял" свой родной номер, но обзавелся ПЗУ серого цвета и листочком офисной бумаги с цифрой "29".
post-8-1415524991

Ми-8МТ «47 желтый» - еще один аналогично окрашенный вертолет из Нового Калинова. Довольно регулярно попадал в репортажи с фронта. На последних уже закрашен бортовой номер. Вместо этого выставлен листок с «липовым» номером в последнем иллюминаторе, но прочитать его пока не удалось из-за шаловливых фотошопных ручек укропатриотов.
Mi-8 N47 yellow-003
Mi-8 N47 yellow-016

11-я Бригада Армейской Авиации (в/ч А-1604, Чернобаевка, Херсонская область)
Из-за своего базирования в Херсонской области 11-я авиабригада впервые оказалась задействована в марте еще в «Крымском кризисе». Однако руководство Украины все-таки не решилось атаковать отряды крымской самооброны на перешейке. Видимо этому помешала низкая боеготовность армии и после-«революционный» хаос на фоне блокады украинских частей в самом Крыму «вежливыми людьми» из РФ, а уже в апреле, после рейда Стрелкова на Славянск приоритеты сменились и вскоре бригада оказалась на Донбасе.
Характерным отличием ее вертолетов традиционно являлись красные номера. Всего из большого числа Ми-8 этой авиабригады на войне удалось зафиксировать применение 5 «восьмерок» - с номерами 82, 83, 85, 90 и 94.

Ми-8МТ «82 красный» - этот вертолет встретил войну в праздничном белом наряде. Разумеется экс-ООНовскую ливрею пришлось побыстрому дополнить темными полосами быстрого распознавания.
Mi-8 N82 red in war-001
Mi-8 N82 red in war-003
Mi-8 N82 red in war-005

Позже он получил камуфляж с сохранением номера, но хорошего снимка пока найти не удалось – только два фрагмента этого вертолета с разных бортов. Но вторая фотография оказалась очень полезой – характерное расположение камуфляжного пятна четко привязывается к появившемуся «из ниоткуда» борту «52 липовый».
Mi-8 N82 red in war-006
Mi-8 N82 red in war-007
Mi-8 N82 red in war-014
Есть и другие совпадения – оттенки камуфляжа, форма черного закраса в районе выхлопа, верхняя часть втулки винта голубого цвета, расположение кассеты тепловых ловушек под балкой между полосами, одинаковый заход белой полосы на обтекатель системы зависания. Несколько смущает снятая балка для подвески пилонов с вооружением, так как в ходе войны такой факт замечен впервые, но в принципе ничего сложного в этом нет, на некоторых украинских вертолетах в мирное время такое практиковали.

Ми-8МТ «83 красный» - вертолет встретил войну в «родном» камуфляже, хорошо запечатленным споттерами на первых двух фото. На третьем фото видны «боевые изменения» - добавлены полосы быстрого распознавания и бронещитки окрашенные в один из цветов камуфляжа.
Mi-8 N83 red before war-003
Mi-8 N83 red before war-004
Mi-8 N83 red in war-003
Mi-8 N83 red in war-006
Mi-8 N83 red in war-007
А теперь внимательно смотрим последнюю фотографию, где запечатлен внезапно появившийся из неоткуда Ми-8 с бортовым номером «53» на бумажке выставленной в иллюминаторе (снято, при визите президента Порошенко в Мариуполь в сентябре). Сравниваем окраску с самой первой фотографией... Ой, это же наш старый знакомый – борт «83 красный». Какая неожданность, правда? И какое трогательное коварство украинских вертолетчиков по части дезинформации вероятного противника...
А вот с экранно-выхлопными устройствами дела обстоят не очень хорошо – полгода идет война, а вертолет до сих пор ими не оснащен.

Ми-8МТ «85 красный», сер. 94546 - еще один хорошо отснятый до войны камуфлированный вертолет (первые два снимка).
Mi-8 N85 red before war-002
Mi-8 N85 red before war-005
Mi-8 N85 red in war-005
В ходе боевых действий получил «стандартный комплект» - полосы и бронещитки. Вслед за этим – следущий этап «камуфлирования» - лишение бортового номера. А вот с получением ЭВУ у этого борта тоже как-то не срослось.
Mi-8 N85 red in war-003
Mi-8 N85 red in war-004
При посещении Порошенко Мариуполя этот борт стоял вторым в шеренге Ми-8, однако экипаж почему-то забыл о мерах по дезинформации противника и листочек с «липовым» номером в иллюминатор не вывесил, тем самым лишив нас удовольствия его лицезреть. Я искренне надеюсь, что офицеры военной контрразведки и СБУ уже провели воспитательную беседу с нерадивым экипажем и командованием авиабригады на тему «недопустимости игнорирования мер по противодействию агентурной разведки в условиях неприкрытой российской агрессии» и это нетерпимое положение будет исправлено в самом ближайшем будущем. Ну а мы, соответсенно, скоро узнаем интересующий нас «липовый» номер, хотя мне и несложно его предугадать.
Mi-8 N85 red in war-006
Еще один интересный снимок, сделанный позже. Внимание на себя обращает центральная часть фонаря остекления, ощущение, что какое-то тонированное стекло,  явно не оригинальное. Ну и вся кабина густо обложена бронежилетами.
Mi-8 N85 red in war-012

Ми-8МТ «90 красный» - на первом снимке борт запечатлен в момент «бодания за Крым» в районе Геническа, интересно, что на заднем плане, «за ленточкой» -российский Ми-35М с Х-образным рулевым винтом. На втором фото он уже получил «полосы вторжения», на остальных - уже после обычного «преображения» - перекраски в зеленый камуфляж, снятия переднего обтекателя и установку там пулемета. Тем не менее ЭВУ нету даже на камуфлированном.
Mi-8 N90 Red in war-001
Mi-8 N90 Red in war-002
Mi-8 N90 Red in war-005
Mi-8 N90 Red in war-006
По неподтвержденным официально данным, 9 августа 2014 этот борт был обстрелян на земле при эвакуации раненых с фронта. Выведен из строя левый двигатель и серьёзно повреждена кабина. Будучи серьезно раненым, командир экипажа сумел вывести машину из боя и посадить на территории контролируемой украинцами. Ранения получили и другие члены экипажа. На следующий день вертолёт смог перелететь на базу Чернобаевку, откуда через две недели отправился в ремонт на Авиакон (Конотопский АРЗ). 12 августа в Днепропетровской больнице от полученных ранений скончался командир вертолета капитан Дмитрий Арциленко.
Mi-8 N90 Red in war-008
Mi-8 N90 Red in war-007
Фотография обстрелянной кабины борта «90 красный». Хорошо заметны характерные именно для этого борта черные ПЗУ двигателей и раздел оттенков камуфляжной окраски по переплету фонаря. Еще одна интересная особенность – укладка нескольких бронежилетов за остеклением кабины.

Ми-8МТ «94 красный» сер. 94243 - этот белый вертолет стал «звездой» украинского наступления 2 мая 2014 на Славянск и Краматорск, так как был качественно запечатлен профессиональными фоторепортерами при высадке силовиков.

Mi-8 N94 red-009
Mi-8 N94 red-011
Mi-8 N94 red-015
После этого он довольно часто еще попадался в объективы в такой окраске, пока наконец не получил камуфляж из пятен зеленого и хаки.
Mi-8 N94 red-032
Mi-8 N94 red-021
Mi-8 N94 red-034
После этого произошло очередное «преображение» - пылезащитные устройства двигателей теперь вместо уныло-черных стали хищными прищуренными глазками. Также, по традиции, был замазан номер, а в окошке выложили новый «липовый». Впрочем, эти тщетные усилия не принесли заметного результата – знакомьтесь – «Гроза небес», он же борт «54 липовый», он же экс-«94 красный».
Mi-8 N94 red-023

Mi-8 N94 red-031
Mi-8 N94 red-024

Итог по 11-й авиабригаде. Как уже говорилось, из весьма обширного списка имеющихся в Чернобаевке вертолетов Ми-8 авиабригада смогла задействовать в войне 5 вертолетов этого типа - 82, 83, 85, 90 и 94 (по крайней мере, свидетельств применения других бортов найти пока не удалось). С началом боевых действий вертолеты прошли целый ряд этапов «смены имиджа» - первый этап получение бронещитков и "полос вторжения", второй – перекраска белых в камуфляж, третий – закраску штатных красных бортовых номеров и присвоение новых, как я их называю – «липовых», известно по крайней мере три таких преоброзования «82 красный» стал «52 липовый», «83 красный» стал «53 липовый», «94 красный» - «54 липовый», пока нет данных о новых номерах «85 красный» и «90 красный», но нет особых сомнений, что это будут номера 50-й серии.
Безвозвратных потерь в вертолетах Ми-8 у бригады на данный момент обнаружить не удалось. Получил повреждения, был отправлен на АРЗ и отремонтирован борт «90 красный», а его летчик капитан Арциленко – умер от ран. Вторая безвозвратная потеря среди летного состава – это гибель 13 июня борттехника капитана Андрея Тихолоза, который был убит попадением пули в сонную артерию прямо в полете. "Вертолет, на котором работал Андрей Тихолоз, должен забрать военных, попавших в окружение. Но боевики обстреляли вертолет и команда была вынуждена вернуться. На борту все выжили, кроме Андрея...»
Кроме того погиб и один солдат бригады, уроженец Херсона – Денис Коза. С этим случаем был связан скандал местного значения – усопшего отпел священник русской православной церкви, по поводу чего Владимир Вереш, священник (!!!) украинской православной церкви заявил, что «Украинцы в Херсоне опять получили очередную оплеуху... Опять погибшего героя отпевают паразиты-творцы русского мира».

В третьей части будут рассмотрены вертолеты 16-й авиабригады армейской авиации.
Tags: 11-я авиабригада, 7-й полк, Ми-8, Украина, война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal